Фотография (от греческих фото – свет, граф – рисую,
пишу) – рисование светом, светопись – была открыта не сразу и не одним
человеком. В это изобретение вложен труд ученых многих поколений разных
стран мира.
Люди давно стремились найти способ получения изображений, который не требовал бы долгого и утомительного труда художника. С незапамятных времен, например, было замечено, что луч солнца, проникая
сквозь небольшое отверстие в темное помещение, оставляет на плоскости
световой рисунок предметов внешнего мира. Предметы изображаются в точных
пропорциях и цветах, но в уменьшенных, по сравнению с натурой, размерах
и в перевернутом виде. Это свойство темной комнаты (или камеры-обскуры)
было известно еще древнегреческому мыслителю Аристотелю, жившему в IV
веке до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры описал в своих трудах
Леонардо да Винчи.
Известно, что еще в XIII веке были изобретены очки. Очковое стекло
перекочевало затем в зрительную трубу Галилео Галилея. В России великий
ученый М. В. Ломоносов положил начало развитию светосильных труб и
оптических приборов.
Пришло время, когда камерой-обскурой стали называть ящик с
двояковыпуклой линзой в передней стенке и полупрозрачной бумагой или
матовым стеклом в задней стенке. Такой прибор надежно служил для
механической зарисовки предметов внешнего мира. Перевернутое изображение
достаточно было с помощью зеркала поставить прямо и обвести карандашом
на листе бумаги.
В середине XVIII века в России, например, имела распространение
камера-обскура, носившая название «махина для снимания першпектив»,
сделанная в виде походной палатки. С ее помощью были документально
запечатлены виды Петербурга, Петергофа, Крондштата и других русских
городов.
Это была «фотография до фотографии». Труд рисовальщика был упрощен.
Но люди над тем, чтобы полностью механизировать процесс рисования,
научиться не только фокусировать «световой рисунок» в камере-обскуре, но
и надежно закреплять его на плоскости химическим путем.
Однако если в оптике предпосылки для изобретения светописи
сложились много веков назад, то в химии они стали возможными только в 18
веке, когда химия как наука достигла достаточного развития.
Одним из наиболее важных вкладов в создание реальных условий для
изобретения способа превращения оптического изображения в химический
процесс в светочувствительном слое послужило открытие молодого русского
химика-любителя, впоследствии известного государственного деятеля и
дипломата, А. П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого анатома и
хирурга И. Г. Шульце (1687 - 1744). Занимаясь в 1725 году составлением
жидких лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил, что под воздействием
солнечного света растворы солей железа изменяют цвет. Через два года
Шульце также представил доказательства чувствительности к свету солей
брома.
Целенаправленную работу по химическому закреплению светового
изображения в камере-обскуре ученые и изобретатели разных стран начали
только в первой трети XIX века. Наилучших результатов добились теперь
известные всему миру французы Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак
Манде Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс Генри Тальбот (1800 -
1877). Их принято считать изобретателями фотографии.
Хотя попытки получения фотографического изображения проводились еще в 17 веке, годом изобретения фотографии считается 1839,
когда в Париже появилась так называемая дагеротипия. На основе своих
собственных исследований и опытов Нисефора Ньепса, французскому
изобретателю Луи Дагеру удалось сфотографировать человека и получить
устойчивое фотоизображение. По сравнению с более ранними опытами время
экспозиции сократилось (менее 1 мин). Принципиальное отличие дагеротипа
от современной фотографии – получение позитива, а не негатива, что
делало невозможным получение копий.
Источник: http://akvis.com/ru/articles/photo-history/index.php
|